Историческая справка
До 1958 года село называлось слобода Шелякино, до марта 1918 года входило в состав Бирючинского уезда Воронежской губернии. Оно имело еще одно название, параллельное - Петропавловка, по названиям церковных приделов в честь апостолов Петра и Павла.
Жители Шелякино приняли активное участие в крестьянском восстании под руководством Кондратия Булавина в 1707 году. Оно было жестоко подавлено правительственными войсками во главе с Долгоруким: по реке для устрашения плыли плоты с повешенными на реях. Все было подвергнуто мечу и пожару, превращено в пепел и руины. "Целое десятилетие чернела руинами пойма реки Калитвы, лежали неубранные людские трупы, качались застрявшие плоты с виселицами. С тех пор народ назвал тихую степную речку Черной Калитвой" (Из газеты "Белгородская правда" за 20 октября 1957 года).
После разгрома восстания в 1707-1708 годах село строилось заново беглыми крестьянами с верховьев Дона и его притоков. Близость Украины способствовала тому, что наряду с русскими в селе много украинских фамилий. Старейшими фамилиями села являются такие, как Пономаренко, Пархоменко, Скляровы, Войцевы и многие другие.
Массовое заселение этих мест относится к первой половине 18 века. Первыми поселились на месте слободы пастухи графа Шереметьева. Молва назвала первых шелякинцев - троих братьев Мокроусовых, которые пригнали сюда стада из северных имений.
К 1800 году слобода Шелякина стала одним из крупных населенных пунктов Алексеевской вотчины: в 1859 году здесь насчитывалось 369 дворов, 1320 мужчин и 1314 женщин.
После отмены крепостного права в 1861 году местные крестьяне оказались обделенными землей. Поэтому родные дома покинули более 1000 местных жителей. Они уходили в поисках лучшей доли на вольные земли. Бирюченский уезд разделили на 23 волости, одна из которых стала Шелякинской.
К началу 20 века в слободе, кроме волостного правления, находилась школа, торговые лавки, богадельня, проводились 4 ярмарки в год. Проживало 2250 человек.
Пещера
На Сухом Яру, в пятистах метрах слева от дороги на Новодмитриевку, находится пещера. Ее выкопали более 500 лет назад под руководством верующего человека по прозвищу Кузьменко. По словам старожилов, эта пещера копалась ночами не один год. В пещере проходили молебны, проводившиеся монахами, жители Шелякино посещали эти службы. Служба совершалась тайно. Первое время пещера была открыта - перед иконами горели лампадки, на столе стояла специально изготовленная жертвенница в виде копилки, куда богомольцы складывали свои пожертвования. До революции к этой пещере совершались крестные ходы. Уже в 70 и 90 годы несколько раз жители пытались открыть засыпанный вход в пещеру, но весной грунт снова засыпал вход в неё. Летом 2011 года компания "Эфко" начала работы по открытию пещеры и благоустройству территории вокруг неё, но весной всё повторилось: вход в пещеру снова засыпало грунтом, пещера продолжает хранить свою тайну.
Установление Советской власти
Советская власть в селе Шелякино была установлена в январе 1918 года, а в декабре этого же года белоказаки захватили находившихся в здании волостного Ревкома его членов (Каменский Феоктист Фёдорович, Шеломиенко Роман Данилович, Чигирин Платон Иванович, Сычёв Пётр Евдокимович, Зеленский Иван Михайлович, Снесарев Денис Семёнович, Сумченко Иван Денисович, Меченко Емельян Ильич). На другой день неподалеку от станции Евстратовка (сейчас Россошь) их расстреляли, но где находятся их могилы не установлено. Второй состав волревкомовцев был сброшен под лёд Чёрной Калитвы хмызовскими кулаками, восставшими против Советской власти.
В феврале 1920 года политика продразверстки до предела ожесточила мужиков, заставила взяться за оружие. Хмызовские крестьяне задержали двух продагентов, выбиравших хлеб на подворьях, четверых красноармейцев, охранявших их, а затем в Шелякино связали членов волостного ревкома и военрука. Всех расстреляли и спустили в прорубь. Вооруженное выступление было подавлено. Некоторые из мятежников скрылись, некоторые были застрелены при попытке к бегству, а задержанные наказаны, но ни один не был приговорен к расстрелу.
24 апреля 1920 года была зарегистрирована Шелякинская комсомольская ячейка. Записались в ряды комсомола 17 человек. Первым секретарем ячейки стал Каменский Петр Феоктистович.
Колхоз
В 1930 году организован колхоз имени Петровского (его председатель Гетманский Григорий Ильич). Позднее колхоз носил имя Кагановича, «Путь к коммунизму», после укрупнения в 1972 году стал называться им. Ю.А.Гагарина. В настоящее время - ООО АМКК «Советское».
В 50-е годы жители села приняли участие в освоении целинных и залежных земель (Войцев Николай Григорьевич и Скляров Василий Стефанович).
Переименование
В 1958 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 января Шелякино переименовано в Советское, а Ладомировский район - в Советский. Более двух десятилетий село было центром района.
В годы войны
Оккупация села фашистскими частями в июле 1942 года, принесла шелякинцам немало горя и страданий. Шелякино было оккупировано немцами, мадьярами и итальянцами. Враги арестовали девушек Пашу Малахову, Веру Чернуху и Аню Костырю и после жестоких пыток расстреляли как пособниц партизан.
Ещё одна трагедия разыгралась в селе январскими днями 1943 года, когда наши войска перешли в наступление. Освобождённое Шелякино неожиданно заняли выходящие из окружения фашисты и учинили зверскую расправу. Они расстреливали женщин, бросали мужчин под гусеницы танков, взрывали погреба, где прятались женщины и дети. Так погибли десятки человек.
За селом у автострады, идущей на город Алексеевку, с левой стороны на пригорке, возвышается памятник-стела. Он посвящен памяти Марьевских комсомольцев, которые геройски погибли при освобождении села.
В годы Великой Отечественной войны в селе действовал партизанский отряд "Смерть фашизму". Сначала он состоял из 19 человек, а ко времени освобождения села в нём было уже около 90 человек. Возглавляли отряд секретарь Ладомировского райкома партии Прокопенко П. А. и комиссар Блошенко И. И.. Партизаны помогали советским войскам бороться с фашистскими оккупантами.
Послевоенные годы
Трудная жизнь была в первые послевоенные годы. Засуха, голод, колхозы получали низкие урожаи. От непосильных налогов народ голодал. Многие пухли от голода и умирали. После смерти Сталина сельскохозяйственный налог снизили до 320 рублей, заём стали брать добровольно, сколько сможет хозяин дома. В магазинах появились продукты и товары в достаточном количестве.
Электрический свет появился в нашем селе в 60-е годы. Раньше жилища освещались керосиновыми лампами. В период войны пользовались коптилками, в которые подливали подсолнечное масло или льняное масло, жир.
Сосновая роща, расположенная возле фермы, посажена в 70-е годы. Раньше, до революции, там росла красная лоза, которую посадили по приказанию помещика. В то время ее использовали для топлива, и поэтому всю уничтожили.
Кирпичный завод был построен в 1957-1959 годах, в настоящее время он не действует.
Асфальтированная дорога Алексеевка - Россошь проложена в 1977 году. В 80-е годы асфальт появился в селе.
Первая, 80-метровая, телевышка построена в 60-х годах, а вторая – 120- метровая, - в 1979 году.
Газопровод Ставрополь-Москва проложен в шестидесятые годы, но газ в дома жителей подключен только в восьмидесятых годах.
В 1972 году в селе Советском для отдыха и соревнований оборудован стадион. Построен склад минеральных удобрений, овчарня и жилые квартиры. В колхозе было 6 животноводческих и 4 овцеводческих ферм, свиноферма и кроликоферма.
В 1976 году открыта музыкальная школа. Находилась она в здании бывшего КБО (дом Гулого В.), затем в здании Советской средней школы, а теперь находится в здании старой школы, здесь же расположен и детский сад.
Хореографическое отделение открылось в 1981 году. Под руководством Рыбальченко Галины Ивановны дети, занимавшиеся хореографией, неоднократно становились призёрами и дипломантами различных конкурсов.
Сегодня в Советском действует поликлиника, торговый комплекс, средняя школа, ДК, библиотека, пекарня, почта, филиал Сбербанка России, КБО, кооператив по закупке молока.
История родного края - это основа, на которой осуществляется рост духовной культуры. Знание истории своего края, его культуры - духовно обогащает человека. Мы с вами должны вписать в историю села страницу, которая будет яркой и светлой, оставить потомкам память о героическом прошлом нашего народа.